On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 2498
Зарегистрирован: 12.11.12
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.15 12:51. Заголовок: Познавательные, интересные и нужные !!! статьи о собаках.


Мне было очень интересно почитать вот это:

Е. Н. Мычко, В. А. Беленький "Социальная организация собачьей стаи". Можно скачать в инете, выкладывать сюда 12 страниц не айс.

Вот отрывок про социализацию

Крайне интересное явление, непонимание которого причиняет огорчение многим владельцам, — это социализация, т. е. формирование комплекса социального поведения у щенка. Первый ее этап происходит очень рано, в возрасте около трех недель, когда щенок сознает, что он в этом мире не один, и воспринимает облик себе подобных. Для диких псовых это единственное время, когда животное поддается надежному приручению. Для домашних собак это время восприятия образа своей породы. Ведь не секрет, что собаки, живущие по домам и контактирующие с другими собаками лишь на прогулках, предпочтение отдают собакам именно своей породы. А собаки гротескной наружности у щенков иных пород зачастую вызывают неприятие, даже страх, их явно считают не собаками, а какими-то другими зверями. У щенка формируется понятие «МЫ» (в норме в «МЫ» попадает и человек).
Следующий этап социализации и его критический период приходятся на возраст 3-4 месяца. В это время идет освоение основных социальных связей и одновременно формируется индивидуальность: понятие «МЫ» распадается на «Я» и «ОНИ». Крайне важно понимать, что все «ОНИ», т. е. прочие члены стаи, пока относятся к щенку дружелюбно, не причиняя серьезных неприятностей. В этом возрасте щенок с огромной охотой играет со всеми знакомыми и не знакомыми ему собаками.
Поскольку люди для нормально социализированного щенка всего лишь странные собаки, он с готовностью бежит знакомиться с каждым встречным. Именно это обстоятельство повергает в шок практически всех новичков-собаководов: у них растет собака, которая не любит, не ценит своих хозяев, она их готова променять на кого угодно. Это вовсе не так! просто щенок еще не понимает, что такое «чужие». И не надо пытаться ему это втолковывать — все равно ничего не получится, а щенок может вырасти озлобленным, неуверенным в себе, с расшатанной психикой. Умей такая собака писать романы, она обязательно поведала бы миру нечто душещипательное, например: «Я рано познала, как жесток мир. Злые люди лишили меня детства!» Даже самая недоверчивая собака-телохранитель проходит этап, когда она обожает весь мир и готова вилять хвостом любому… Но эта идиллия скоро кончается.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 65 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]







Пост N: 3998
Зарегистрирован: 29.11.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.17 21:18. Заголовок: Сьюзен Барвиг, Стюар..


Сьюзен Барвиг, Стюарт Хиллиард
"Шутцхунд. Теория и методы дрессировки"


http://www.rulit.me/books/shutchund-teoriya-i-metody-dressirovki-read-315302-1.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4064
Зарегистрирован: 29.11.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.17 19:21. Заголовок: «Можно погладить ваш..


«Можно погладить вашу собаку?» Почему ответить «Нет» — нормально


В этом году мне посчастливилось познакомиться с молодой бордер-колли. Сэми (так её зовут) – прекрасная представительница пастушьей породы – быстрая, умная, сильная и ловкая собака чуть старше года.

Её владелица пришла на консультацию, потому что у Сэми была, по словам хозяйки, «проблема с незнакомыми людьми». В течение первых нескольких месяцев всё было хорошо: Сэми посещала щенячью группу, хорошо вела себя на прогулках и ладила с гостями. Щенок любил сопровождать хозяйку и её друзей в походах по выходным.

С возрастом Сэми стала более независимой. Хотя собака любила нежиться с хозяйкой на диване и играть в мяч с людьми, которых хорошо знала, она обычно избегала многих друзей владелицы. Некоторые обижались из-за этого, и женщину беспокоило, что собака «не очень дружелюбна».

Озадаченная хозяйка решила познакомить щенка с как можно большим числом людей. Набив карманы под завязку нарезанными сосисками, она каждый день после работы шла с собакой в парк и просила прохожих поздороваться с Сэми, погладить и угостить её. Кроме того, они регулярно ездили в Petsmart и местный хозяйственный магазин, и Сэми была в машине, пока хозяйка заглядывала в банк или аптеку.

Когда женщина просила прохожих поздороваться с собакой, они были рады помочь. Сэми поражала своей красотой, поэтому каждый стремился погладить её и предложить лакомство.

Владелица Сэми усердно социализировала собаку. Возила её в разные места и знакомила с разными людьми. Старалась сделать этот опыт позитивным, угощая собаку лакомством.

Но была одна проблема. Ничего из этого не помогало.

К большому разочарованию хозяйки Сэми ситуация изменилась в худшую сторону. Если раньше собака или проявляла иногда интерес к другим людям, или игнорировала их, то теперь лаяла и бросалась на прохожих, с которыми сталкивалась на прогулках. Владелица пробовала решить эту проблему, как рекомендовал предыдущий кинолог. Она говорила: «Нет!» — всякий раз, когда Сэми рычала, и удерживала собаку за ошейник, чтобы другие могли погладить её.

До нашей первой встречи Сэми дважды пыталась укусить человека, который хотел подойти к ней. Хозяйка недоумевала: что ещё можно сделать?

Во время нашей первой встречи Сэми очень заинтересовала меня. Она не была типичной «реактивной» собакой: не слишком нервничала, не ходила кругами, нормально дышала. Негромкие звуки и случайные движения, похоже, не смущали её. Сначала она опасливо смотрела на меня, сидя на складном стуле у стены, но расслабилась, когда поняла, что я не делаю никаких попыток приблизиться.

Я бросила Сэми кусочек сыра, пока разговаривала с её хозяйкой, и собака с удовольствием съела лакомство. Кроме того, она стала исследовать комнату – заглядывала в туннели для аджилити, с большим интересом изучала запахи и выискивала крошки на полу. Затем довольная плюхнулась у ног хозяина, закрыла глаза и задремала.

В общем, это было не то поведение, которого я ожидала от реактивной собаки.

Пока Сэми, как совершенно «нормальная» собака, дремала на полу, я задала хозяйке несколько вопросов.

— Как вы думаете, Сэми любит, когда её гладят?

Женщина на мгновение задумалась. Она была исключительно добра, умна и проделала огромную работу, чтобы собаке стало лучше, но никогда не задумывалась, любит ли её питомица прикосновения.

— Ну да, полагаю, ей нравится. Сэми на самом деле очень мила! Дома она постоянно прижимается ко мне.

— Понимаю. А что происходит не дома с людьми, которых она не очень хорошо знает? Если ей позволить самой решить, подойдет ли она к незнакомцу, чтобы тот её погладил?

Хозяйка задумалась.

Я позвала Сэми. Она сразу же подняла голову и насторожилась. Я бросила ей ещё кусочек сыра, который она жадно схватила.

Эксперимента ради, я присела на полу в нескольких футах от собаки и позвала: «Красавица! Иди сюда!» — и развела руки в стороны, приглашая её подойти и улыбаясь.

Собака пренебрежительно посмотрела на меня, а затем отвернулась. Это было вежливое, но отчетливое: «Нет, спасибо».

Я отошла и продолжила беседу с хозяйкой.

Прохожие хотели погладить красивую собаку. Её хозяйка хотела, чтобы Сэми «была хорошей собакой» и здоровалась с ними. Но никто никогда не задавался вопросом, чего же она хочет. Это и было самой большой ошибкой.

******

История Сэми не уникальна. Она не была «злой» или агрессивной, а просто хотела, чтобы её оставили в покое. Собаки, как и люди, очень разные. Некоторые любят ласку и внимание со стороны незнакомых людей, а другие предпочитают быть сами по себе. […]

Сначала Сэми была не особенно реактивной или агрессивной по отношению к людям, она просто не хотела, чтобы её трогали. Если собака любит внимание и ласку от своих друзей и хозяев, это не значит, что она хочет, чтобы её гладили незнакомцы.
Раньше Сэми спокойно исследовала мир, принюхивалась к запахам вокруг и наслаждалась пешими прогулками без поводка. Но теперь каждый встречный докучал ей: приближался (игнорируя попытки собаки вежливо показать, что она не хочет здороваться), вторгался в личное пространство, протягивал руки к морде, и даже прикасался. Неудивительно, что Сэми стала подозрительной к незнакомцам, и начинала лаять при виде их. Раньше Сэми вежливо просила, чтобы её оставили в покое, но это не сработало.

Когда хозяйка ругала собаку за такое поведение, это ещё больше расстраивало её. В конце концов от рычания и лая она перешла к щелчкам зубами и попыткам укусить, когда к ней протягивали руки, потому что никаких других вариантов не осталось. Любые другие попытки коммуникации люди либо игнорировали, либо не понимали.

Как бы то ни было, мы ждём, что «хорошие собаки» будут дружелюбными и готовыми общаться со всеми. Когда мы берем собак на прогулку или появляемся с ними в общественных местах, то часто подвергаемся давлению со стороны желающих пообщаться с собакой. Благонамеренные незнакомцы часто настойчиво стремятся поздороваться и при этом недостаточно хорошо читают язык тела собаки, чтобы понять, когда их действия нежелательны.

Распознавать дискомфорт у животного – это ответственность хозяина. Если прохожий спрашивает разрешения погладить собаку, то прежде чем согласиться, понаблюдайте за её реакцией. Если собака расслаблена, виляет хвостом и движется навстречу человеку, это хороший знак: она хочет поздороваться. Если же отворачивается, выглядит напряжённой, неуверенной или пытается спрятаться за вас, то она говорит: «Нет». Уважайте её выбор.

******

К счастью для Сэми, её владелица приняла новый подход после нашего разговора. Мы внесли изменения в план обучения собаки:

Сэми не обязана здороваться с незнакомцами, и не надо позволять чужим гладить её, только если она сама не подошла первой. Мы также обсудили с хозяйкой, как по языку тела понять, когда собака спокойна и довольна при общении с человеком. Если заметно напряжение или неуверенность, хозяйка должна отзывать собаку и, когда та повернётся, давать лакомство и уходить.
Так как Сэми теперь лает на прохожих, то с этой проблемой мы решили работать обычным способом для случаев с агрессией на поводке. Мы использовали словесный маркер «да» и лакомство каждый раз, когда она смотрит на человека. Это научило собаку, что незнакомцы = вкусное лакомство, так что очень скоро при виде прохожих она не лаяла, а смотрела на хозяйку, ожидая награды.
Полностью исключить любые наказания (включая вербальные) за рычание, лай и другие признаки дискомфорта. Всё это – сигналы, которые нужно услышать, а не «плохое поведение», которое нужно исправлять. Нашей целью был качественный менеджмент, который не давал бы Сэми рычать и лаять. Но если бы это случилось, хозяйка знала, что нужно просто отойти подальше и, когда собака успокоится, похвалить и наградить её.

Через несколько недель поведение Сэми на прогулках заметно улучшилось: она больше не рвалась и на лаяла на каждого встречного. Она снова могла наслаждаться походами, потому что хозяйка попросила друзей оставить собаку в покое и не обращать внимания до тех пор, пока она сама добровольно не подойдет. […]

Как только Сэми почувствует себя уверенно при встречах, что может занять ещё несколько недель или месяцев практики, то может решить поздороваться с кем-то. Ей могут даже понравиться лёгкие поглаживания.

А если нет, то это тоже нормально. Сэми в любом случае прекрасная собака.

Выбор остаётся за ней, как и должно быть.

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4326
Зарегистрирован: 29.11.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.19 11:29. Заголовок: Собака-телохранитель..


Собака-телохранитель


ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Состоит из 7 упражнений.
1. Научить собаку хватать мягкую тряпку, находящуюся у вас в руках, и тянуть ее на себя.
2. Научить собаку хватать за мешок, находящийся у вас в руках, и тянуть на себя.
3. Научить собаку делать все это при условии, когда она находится на привязи.
4. Научить собаку (не на привязи) хватать за грубую верхнюю одежду, находящуюся у вас в руках (шинель, бушлат, телогрейка) и брать коренными зубами полной хваткой, при хватке трепать, вставать на задние лапы, «бороться» с вами.
5. Делать все перечисленное на привязи (как дома, так и на улице). Делать все это в игре с вами.
6. Научить собаку хватать и тянуть на себя кожу (подойдет голенище старого ялового сапога, дрессировочный грубый рукав), деревянную липовую палочку.
7. Научить собаку безразлично относиться к надетому на нее наморднику — во время прогулок, поездок на транспорте, игры с ней.

На чем следует заострить внимание при отработке упражнений? Если у вас есть возможность записаться в клуб служебного собаководства и примкнуть к группе обучающихся, сделайте это. Опытные инструкторы помогут вам в обучении вашей собаки. Если же у вас нет поблизости такого клуба, то раздобудьте книгу по обучению служебных собак. Думаю, что сейчас это не составит большого труда. Книга может быть любая — старая или новая, все равно. На протяжении многих десятилетий в них печатают одно и то же, изменяя лишь обложку и фотографии. Но вам нужно содержание. Курс общей дрессировки описан в них подробно и доходчиво. Поэтому вы сможете обучать свою собаку самостоятельно и при этом параллельно заниматься с ней по программе подготовки собак-телохранителей.

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ




Сильная, крепкая хватка — это основа, на которой строится все обучение вашей собаки. Отрабатывать хватку можно в любом возрасте и в любое время, кроме того периода, когда у собаки меняются зубы. Если ваша собака еще ничего не умеет делать, за исключением умения тянуть за поводок зубами (что совершенно нежелательно), то начните со следующего упражнения.
Подберите мягкую чистую тряпку, можно старое полотенце или рубашку, только чтобы на ней не было пуговиц или других застежек, и приступайте к игре с вашей собакой. Наносите ей легкие удары, трясите над ней тряпкой, поднимая и опуская ее. Когда собака будет хватать тряпку и тянуть ее на себя, следите очень внимательно. Если собака молодая и зацепилась клыком за ткань, тут же ослабьте натяжку, дайте ей возможность высвободить зубы. Через некоторое время вы заметите, что стоит взять в руки тряпку, как собака тут же вступает в игру и с огромным удовольствием выполняет все, что вам нужно.

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Научите собаку хватать за мешок и тянуть на себя. Почему именно мешок? Практика дрессировки собак на этом этапе показала, что это очень удобный предмет для обучения.
Подбейте чистый, целый мешок, который обычно используют для транспортировки картофеля, и почаще захватывайте его с собой, когда идете выгуливать собаку. Приемы игры с собакой те же, что и в первом упражнении, с той лишь разницей, что собака уже подросла, и вы можете прикладывать большие усилия, чем в первом упражнении.
Только не используйте мешок как аппортировочный предмет. Здесь уместно сказать несколько слов об аппортировке, или подносе предметов. В книгах по служебному собаководству приводится подробное описание, как обучить этому искусству собаку. Причем ссылка делается на то, что этот навык необходим для дальнейшей выработки специальных навыков, таких как выборка вещей, обыск местности, работа по следу... Я считаю, что обучение аппортировке необходимо лишь охотничьей собаке, которая будет доставать вам из воды подстреленную утку, а также для тех собак, которые по утрам приносят своим хозяевам тапочки или носят за ними сумки с продуктами.
Вообще, вид человека и идущей с ним рядом собаки с сумкой в зубах вызывает у меня тоскливое чувство жалости и, пожалуй, еще досады на такую дрессировку.
Навык подноски собакой предметов сам по себе неплохой показатель дрессировки, но не больше. А при обучении собаки-телохранителя он совершенно не нужен, даже вреден. Если вы твердо решили сделать из своей собаки телохранителя — никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешайте ей, даже в раннем детстве бегать за брошенными предметами и тем более подносить их, играть с валяющимися предметами: мячиками, куклами, палочками...

ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ

Привяжите собаку так, чтобы от хвоста до места привязи было расстояние в полметра, а поводок от ошейника к месту привязи поднимался под углом в сорок пять градусов. В дальнейшем, когда будете работать с помощником, такая привязь окажется самой удобной. У собаки не будет возможности для сильного рывка в сторону помощника и в то же время достаточная свобода для активных действий при борьбе с ним. Цель этого упражнения — научить собаку активно хватать зубами за мешок и тянуть на себя, находясь на привязи.

ЧЕТВЕТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

При отработке этого упражнения используйте грубую, большую по размерам верхнюю одежду: старое пальто, шинель, бушлат. Хорошо если запах вашей одежды будет знаком собаке. Играя с собакой, наносите ей легкие удары этими предметами, произнося слово «фас», поощряйте ласковыми словами активность собаки. Привяжите к дереву или стене старое пальто на толстой резинке, вырезанной из автомобильной камеры, тяните его сами, увлекая своими действиями собаку. Как правило, подобная игра собакам очень нравится, они чувствуют сопротивление, которое оказывает сжимающаяся резина, и возбуждаются еще сильней.
Маленькое замечание: Если собака плохо выполняет какое-то упражнение, не приступайте к следующему. Не спеша отработайте то, что плохо получается.

ПЯТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

В этом упражнении необходимо проделать все, что вы делали в предыдущих, только собака должна находиться на привязи. Места отработки упражнений могут быть как безлюдные, так и оживленные. Пусть собака учится не обращать внимания на внешние раздражители.

ШЕСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Его назначение – научить собаку крепко хватать и тянуть на себя грубые предметы, находящиеся у вас в руках:
1. Кожу,
2. Липовую палочку,
3. Дрессировочный рукав.
Для отработки этого упражнения вам придется подготовить сначала перечисленные предметы и обязательно подключить свою фантазию.
Возьмите старый яловый или хромовый сапог (кирзовый не годится). Разрежьте его на две части. В каблуке вырубите круглое отверстие и вставьте в него резиновый шланг, обязательно грубый. Шланг должен с трудом протаскиваться через отверстие в каблуке. При помощи этого снаряда можно успешно отрабатывать крепкую хватку.
Вытаскиваете шланг наружу, оставляя небольшой конец, и голенище сапога получится у вас пустое.
Научите собаку хватать за кожу. После мягкой тряпки собаки не сразу начинают работать с этим снарядом, но в дальнейшем успешно осваивают его.
Если вы сместите шланг внутрь голенища, то у вас получится имитация руки в рукаве, тоже очень удобный снаряд.
При помощи этого снаряда проверяется сила хватки собаки. Подойдите к собаке и наносите ей удары. Она хватает голенище и тянет на себя с такой силой, что снимает его со шланга. Сделать это не так просто, надо приложить громадные усилия. Хочу заметить, что изготовить такой снаряд не составляет большого труда, а служить он будет долго, по крайней мере, на век вашей собаки его вполне хватит. К этому снаряду мы еще вернемся в следующих упражнениях.
Назначение липовой палочки — отрабатывать сильную хватку за твердый предмет. Только не давайте собаке играть с ней самостоятельно. Палочка всегда должна находиться в ваших руках. Очень важный элемент в дрессировке собаки — отработка хватки за дрессировочный рукав. Для его изготовления потребуется кусок брезента, ватин, можно использовать старое одеяло и ремень от поводка. Дрессировочный рукав играет важную роль в подготовке собаки-телохранителя, и наличие его обязательно. Толщина рукава зависит от породы вашей собаки. Для колли, например, подойдет не очень толстый рукав, так как эта порода собак работает в основном клыками. Хватка же ротвейлера в несколько раз сильнее, чем у колли, поэтому рукав должен быть соответствующей толщины.
Эти три элемента из подготовительных упражнений обязательно должна освоить ваша собака, прежде чем приступить к следующему этапу обучения.

СЕДЬМОЕ УПРАЖНЕНИЕ, ПОСЛЕДНЕЕ

Седьмое упражнение подготовительного этапа — приучение собаки к наморднику. Как это делается, очень хорошо описано в книгах по служебному собаководству. Нужно добавить что вам необходимо освоить в процессе обучения новую команду «Орду». Когда у вас возникнет необходимость надеть намордник, пристегнуть поводок или снять ошейник, прежде чем сделать это, произнесите громко и строго команду «орду», делая упор на «р». Это одна из нескольких команд, используемых при отработке безоговорочного послушания.
Допустим, вы находитесь на прогулке. Собака бегает вокруг вас. Вдруг возникла необходимость взять ее на поводок. Вы строго и громко произносите команду «орду», делаете шаги в ее сторону, берете за ошейник. Эта команда заставляет собаку на мгновение замереть на месте, как в детской игре «замри — отомри». Не сесть, не лечь, не подойти к вам и не убежать в сторону, как делают собаки незадачливых дрессировщиков, а просто на мгновение застыть в той позе, в какой ее застала команда, и ждать следующих указаний. Вы подходите, пристегиваете поводок. Следующая команда может быть уже любая, например, «гуляй» или «рядом» и т.д.

Спокойное поведение вашей собаки в надетом наморднике должно отрабатываться со щенячьего возраста. В дальнейшем, когда вы приступите к отработке упражнений основного этапа обучения, это очень пригодится. Намордника должно быть два: один обычный, прогулочный, другой — специальный, боевой. Чем они отличаются? Хочу сразу заметить, что намордники, поступающие в торговую сеть, а также выдаваемые на питомнике, по своему назначению никуда не годятся. Нужный намордник можно купить на рынке или изготовить самому. Прогулочный намордник должен быть такого размера, чтобы собака могла в нем ходить с открытой пастью и высунутым языком. В жаркую погоду это особенно важно. Намордник должен быть таким, чтобы при необходимости моментально снять его. Для овчарок и ризеншнауцеров наиболее подходящи проволочные намордники, только у них следует переделать крепежные ремни.

Крепежный ремень должен быть один, подогнанный по длине: чтобы было удобно для собаки и чтобы при необходимости его можно было зацепить пальцем, быстро сдернуть намордник с собаки. Такие намордники годятся и в качестве боевых, только под нижней челюстью собаки надо укрепить дополнительный ремешок. Для ротвейлеров, кавказских овчарок, догов обычно используют намордники, изготовленные из кожаных ремней или кусков кожи. Но сила сжатия челюстей этих собак огромна, поэтому на боевой намордник надо нашить полоски войлока или твердой кожи, иначе при отработке упражнений возможны покусы помощников.

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4330
Зарегистрирован: 29.11.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.19 19:23. Заголовок: МОЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕССИ..


"МОЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕССИРОВКИ" Эд Фраули



Поиск философии дрессировки - это путешествие, которое началось для меня еще в пятидесятые годы, когда я был мальчишкой, и которое продолжается до сих пор. Сегодня я с удивлением обнаружил, что прошло уже сорок пять или пятьдесят лет с того момента, когда я впервые узнал что-то о дрессировке моих собак. Для меня этот путь начинался как хобби и постепенно перерос в страсть всей жизни и работу, и так будет продолжаться до конца моих дней.

В дрессировке собак нет ничего таинственного и волшебного. Хорошая дрессировка – это здравый смысл плюс определенная база, основанная на опыте и ясном понимании того, как думают и действуют собаки (я имею в виду законы стаи). Главное – приобрести правильный опыт. Достаточно потратить пару часов на поиск в Интернете, чтобы понять, как много там людей, у которых просто не хватает опыта, а так же тех, чье мнение о дрессировке вызвано опытом неудачным.

Дрессировка собаки не обязательно должна начинаться тогда, когда вы покупаете восьминедельного щенка (хотя это было бы хорошо) или тогда, когда ваша десятилетняя собака начинает кусать детей. В действительности дрессировка начинается в тот день, когда вы осмысленно пытаетесь разобраться в том, как же думают собаки, и как они связаны с тем миром, в котором живут. Она начинается тогда, когда вы решаете построить со своей собакой отношения, основанные на уважении и понимании, когда вы хотите, чтобы эти отношения базировались на доверии, взаимосвязи, контроле.

Хотя в моей семье всегда держали собак, осознанное решение попытаться понять собак я принял, только когда был уже старшеклассником. Мне было шестнадцать лет и на дворе были шестидесятые годы. У меня был пёс, от которого отказались хозяева, его звали Кинг, и он был совершенно особенный. Он был моим лучшим другом. Я научил выполнять его команды по голосу и жесту. Каждый день, по два или три раза, мы ходили гулять в лес. Однажды утром перед школой, мы возвращались из леса, и Кинг погнался за кошкой прямо через дорогу. Я кричал «стой», «ко мне», но он не реагировал на мои крики. Он выбежал прямо под спортивный «остин мартин», и машина сбила его насмерть. До сих пор, когда я закрываю глаза, я вижу все как в замедленном кино.

Эта трагедия навсегда изменила моё понимание дрессировки собак. Она заставила меня понять, что теперь я должен буду так общаться с моей собакой, чтобы она слушалась меня в любых обстоятельствах, а не только тогда, когда она этого захочет. Все снова промелькнуло перед моими глазами, когда я писал эту статью. Я очень надеюсь, что она поможет другим владельцам собак по-новому взглянуть на то, как общаться с собаками и как их дрессировать. Я надеюсь, что эта статья хоть немного изменит вашу собственную философию дрессировки собак.

Три категории дрессировщиков

Существует три основных категории дрессировщиков, типы которых я бы разместил на неком подобии шкалы.

Первая категория, на левой стороне шкалы, составляет группу людей, которые просят своих собак что-то сделать, заманивая и подкупая их игрушкой или едой. Не поймите меня неправильно, я тоже использую игрушки и лакомство, но к ним я добавляю отвлекающие факторы и коррекцию, чего никогда не делают тренеры из первой группы.

Почти все крупные торговцы собачьими кормами (например Pet Smart, Petco, Monks of New Skeet и т.п.) спонсируют эту неэффективную разновидность дрессировки, поскольку считают, что это наиболее политкорректно.

Беда только, что у таких тренеров собаки часто не делают того, что требуется, поскольку считают вознаграждение недостаточным. Такие собаки кончают тем, что становятся наглыми, доминирующими и часто антисоциальными и агрессивными. Такие собаки попадают в приюты из-за того, что становятся неуправляемыми, хотя в действительности, все это – результат неправильной дрессировки.

К правой части шкалы можно отнести тренеров, которые с помощью принуждения и запугивания заставляют собак делать то, что требуется. Это дрессировщики, подобные Вильяму Кёлеру, я называю их «дергуны старой школы». Они сразу надевают на собаку удавку, и заставляют с ее помощью делать все. Большинство профессиональных дрессировщиков используют именно этот метод, поскольку для них «время – деньги», а с помощью принуждения отдрессировать собаку можно намного быстрее. Кроме того, через принуждение собаку можно обучить практически чему угодно.

Главная проблема «дергунов» – их редко любят собаки. Слабые собаки так и вовсе, чаще всего их просто боятся. Такие собаки поджимают хвосты или падают на землю, когда нужно выполнить команду. Они нервничают, находясь возле проводника, поскольку не знают, когда последует очередная кара.

Беда обоих описанных категорий тренеров в том, что результат такой дрессировки – неустойчив. Кроме того, собаки не любят и не уважают своих хозяев. А вы никогда не добьётесь устойчивого результата, если у вас не будет хорошего контакта с собакой, или если ваша собака не будет считать вас вожаком стаи.

Третья категория тренеров та, к которой стремлюсь я сам. По своим взглядам они балансируют посередине между первыми двумя категориями, но всегда должны быть готовы сдвинуться в ту или иную сторону, в зависимости от того, что происходит с собакой.

Дрессировщики третей группы стремятся находиться где-то посредине между двумя другими. Но хотя они и балансируют в центре, однако всегда готовы передвинутся в ту или другую сторону в зависимости от того, что в данный момент происходит во время тренировки или в данный период времени. Дрессировщики третей группы используют мотивационные методы (лакомство игрушка похвала), чтобы помочь собаке пройти через фазу обучения. Наиболее эффективный мотивационный метод – дрессировка с маркерами (см. мою статью). При этом методе собака действительно начинает понимать значение команды, например, она начинает понимать значение слов «ко мне».

Как только собака выучивает значение команды, тренер должен добавить в программу обучения отвлекающие факторы. Например, сначала собака выучивает значение слова «лежать», но с какого-то момента она так же выучивает, что «лежать» означает и необходимость оставаться в лежачем положении, пока проводник не скажет «гуляй» или другую команду. Это означает, что собака должна лежать, даже если хозяин или кто-то еще будет бросать прямо перед ней мячик или засыплет все вокруг сосисками.

Если собака не подчиняется при отвлекающих факторах, третья категория дрессировщиков учит собаку, что за непослушанием последует коррекция. Главное при этом подходе – коррекция следует только в том случае, если владелец на 100% уверен, что собака понимает, что от нее требуется, и отказывается выполнять команду.

Собаки – это стайные животные, они могут любить вас, но при этом не уважать


Начинающие собаководы часто не понимают, что собаки - это стайные животные, и у них те же самые инстинкты, что и у волков. Именно эти инстинкты заставляют собак создавать стайную среду и жить в ней. Каждый член стаи стремится занять определенное место в иерархии, поэтому собаки генетически ищут себе ранг. Домашние собаки рассматривают свою семью как стаю, и если человек не становится вожаком стаи, то его собаки сами поднимаются по иерархической лестнице и занимают это место. Так собаки становятся доминантными.

Большинство проблем поведения возникает как результат неправильной стайной структуры в окружении собаки, именно поэтому я всегда говорю людям, что дрессировка по послушанию – это только 25% от необходимого для коррекции проблем поведения. Основные 75% заключены в формировании правильной структуры стаи.

Ваша собака может любить, но не уважать вас, и вы НИКОГДА не сможете превратить любовь вашей собаки в уважение. Люди, которые очеловечивают своих собак (обращаясь с ними как с человеческими детьми) обнаруживают это очень быстро. Если посмотреть на взаимоотношения собак, можно увидеть что любовь и уважение – это две совершено не связанные эмоции. Уважение дается тяжелым трудом, знаниями и опытом.

Когда собака показывает неуважение, в ответ я увеличиваю давление на собаку. Это означает, что я заставляю собаку больше работать и контролирую ее свободное время, пока она не начинает показывать мне уважение, подобающее вожаку стаи. Вожак стаи контролирует жизнь ее членов, и делает это справедливо, жестко и постоянно.

Путь к лидерству и уважению

Когда меня спрашивают, как построить хороший контакт с собакой и при этом добиться уважения, да еще и сохранить позиции вожака, я всегда отвечаю, что нужно сделать так, чтобы собаки всегда понимали, что мы с ними честны. Другими словами, собака должна следовать определенным правилам, и если она отказывается, это ведет к определенным последствиям. В жизни собак есть только черное и белое. Это означает, что они воспринимают жизнь в понятиях «это для меня хорошо», «это для меня плохо». Они не понимают человеческий язык, чаще всего им и незачем – они просто реагируют на «черное» или «белое» в своей жизни.

Подавляющее большинство владельцев собак, я бы сказал 99%, никак не понимают, что главная движущая сила собачьей жизни – это желание делать все так, чтобы чувствовать себя хорошо. Собака никогда не будет делать что-то, чтобы было хорошо вам, она делает все только для себя. Как только люди понимают и принимают этот принцип, они становятся настоящими вожаками для своих собак и хорошими дрессировщиками.

В ходе нашего обучения мы показываем собаке, что мы будем требовать от неё только то, что ей известно. Когда собака делает что-то правильно, мы всегда делаем что-то хорошее для нее. Соответственно, когда она делает что-то неправильно, мы ВСЕГДА даем ей понять, что она совершила ошибку.

Мы никогда не корректируем наших собак при дрессировке за те вещи, которые они не понимают или которым ранее не были научены. Это все находится в рамках понятий «черное» и «белое». Мы никогда не корректируем только потому, что думаем, что «это можно было сделать и лучше». Мы корректируем только тогда, когда уверены (благодаря предшествующей дрессировке) что собака четко понимает значение команды или правила, но отказывается его выполнять. Собака должна четко выучить, что мы на 100% постоянны в том, как и когда последует коррекция. Постоянство и последовательность – это основные качества вожака стаи. Например, мы не можем игнорировать агрессивное поведение собаки по отношению к гостям у нас дома, а затем корректировать собаку за то, что она проявляет агрессию на улице.

Я тренировал защитных и служебных полицейских собак практически всю мою взрослую жизнь. Я начал изучать защитную работу в 1974 году, и мои собаки всегда твердо знали, что им разрешено проявлять агрессию только в том случае, если я им скомандовал или если на меня напали. После обучения собаки очень четко понимали это правило. Для собак это было как «черное» и «белое».

Если вы поинтересуетесь стайным или стадным поведением, вы увидите, что вопросы ранга в стае часто регулируются пассивно и едва уловимо, тогда как неуважение ведет к быстрым и агрессивным мерам. То же самое происходит в наших взаимоотношениях с собаками.

Чтобы коррекция была эффективной, она должна быть применена не более чем через 1,5 секунды после нарушения. То есть, не через 5 минут, и уж никак не через час, после того, как собака сделала лужу на полу. Когда я слышу, как люди говорят: «Но он же знает, что поступил плохо, пока меня не было», я только качаю головой, поскольку мне ужасно жаль эту бедную собаку, у которой такие бестолковые владельцы.

Одна из самых важных моментов дрессировки – это чтобы проводник научился применять коррекцию правильного уровня. Это означает, что проводник должен разобраться, когда просто сказать «фу» (обычно этого достаточно, чтобы дать собаке понять, что она сделала что-то не то), а когда следует применить коррекцию 10 уровня поводком (например, когда собака показывает агрессию к детям).

Одна из самых сложных вещей для начинающих дрессировщиков – это разобраться, когда применять коррекцию, какого типа коррекцию следует использовать, и насколько жесткой эта коррекция должна быть. Я написал статью «Теория коррекции в дрессировке», которую рекомендую прочитать всем начинающим дрессировщикам.

Новичкам следует помнить, что собака учится через повторение. Может потребоваться до 30 повторов, чтобы собака выучила новую команду. Дрессировщики часто грешат тем, что думают, что их собака понимает команду, тогда как на самом деле они не повторили упражнение достаточное число раз, чтобы собака полностью поняла истинное значение того, что от нее требуется. В результате владельцы применяют неправомерную коррекцию, наказывая собак за то, что те полностью не понимают. Когда такое происходит, это ломает «правило черного и белого», и разрушает хорошие взаимоотношения между хозяином и собакой.

Большинство дрессировщиков слишком пассивны


Большинство дрессировщиков слишком пассивны. Обычно это является следствием либо мягкости натуры, либо недостатка темперамента, либо результатом использования неэффективных или попросту плохих методов дрессировки. Часто мы можем наблюдать это в группах по послушанию, которые ориентированы только на позитивные методы обучения, при полном отсутствии отвлекающих факторов и коррекции. Типичный пример – группы по послушанию при Pet Smart или Petco. То, что эти компании называют группами по послушанию, является не более, чем фикцией.

Люди, которые дрессируют с помощью кликеров или маркеров и никогда не применяют к собаке коррекцию, также попадают в эту категорию. Не поймите меня неправильно, мне очень нравится дрессировка с кликером, я сам пользуюсь кликером и маркерами (в отличие от кликера, в качестве маркера я использую голосовую похвалу). Вы можете прочить мою статью о дрессировке с маркерами.

Так называемые инструкторы, которые советуют людям использовать уздечки-водилки и кликер и никогда не применять коррекцию к собакам, поскольку любые проблемы поведения могут быть исправлены с помощью кликера, абсолютно неправы. Они оказывают концепции маркер-дрессировки медвежью услугу, потому, что в действительности, если маркеры объединить с коррекцией – мы получаем мощнейший инструмент дрессировки.

Разница между тем, что делаю я, и между тем, что делают в малоэффективных группах по послушанию, заключается в том, что как только собака выучила упражнение с маркерами, я добавляю отвлечение. Когда отвлекающий фактор становится настолько сильным, что вызывает непослушание, я ввожу в свой тренинг коррекцию. Это – краеугольный камень моей философии дрессировки и единственный путь достижения стабильности. Любой, кто говорит вам обратное – просто еще не достиг достаточного уровня опыта.

Профессиональные дрессировщики. Следует ли прибегать к их услугам.

На другом конце шкалы располагаются профессиональные тренеры собак, которые забирают собак клиентов в свои питомники для дрессировки. Подавляющее большинство таких тренеров используют слишком много принуждения. Я уже сказал о профессионалах, что их время – это деньги. Такие профессионалы могут заставить собаку подчиняться с помощью силы гораздо быстрее, чем они смогут это сделать с помощью маркер-дрессировки.

35-40 лет назад собак дрессировали преимущественно силовыми методами, то есть с помощью принуждения. Прочтите старые книги Вильяма Кёлера, он был своего рода эталоном дрессировочного мира. Я читал его книги, когда мне было 16 лет, и считал, что он – обалденно крут. Теперь я понимаю, что Кёлер был настоящим мастером-«дергуном».

В последние годы маятник переместился на другой конец спектра. Сегодня в моде кликеры и уздечки-водилки. Тренеры пытаются ОТВЛЕЧЬ собак от проблем агрессивного поведения – вот в чем все дело. Такой подход работает только с очень маленьким процентом собак, у которых очень, очень мягкий характер. В результате этого мы имеем просто огромное количество домашних собак с проблемами доминантности и агрессии. Взгляните на письмо, которое я получил от человека, которого покусала собака. Большая часть этих покусов случилась из-за отсутствия иерархии в стае, недостатка нормальной дрессировки.

Еще раз: правильная позиция эта та, что в центре. Разница между хорошим дрессировщиком и великим дрессировщиком в том, что великий дрессировщик всегда может найти правильный баланс между мотивацией и коррекцией.

Уважение, сотрудничество, старание


Я всегда говорю, что мои собаки должны уважать меня, сотрудничать со мной и всегда пытаться делать то, что я говорю. Если у меня все это есть, я могу научить собаку делать все что угодно. Для меня нет такого понятия как «хорошее поведение», есть только «ожидаемое поведение». В этом и заключена разница, огромная разница между тем, когда собака пытается сделать требуемое, но у нее не получается, и тем, когда собака отказывается выполнять команду. Вот та важная концепция, которую должны зафиксировать начинающие дрессировщики в своем сознании.

Многие держат собак, которые ведут себя плохо и не уважают хозяина. Когда таких собак начинают дрессировать, и собаки начинают что-то соображать, хозяева ошибочно полагают, что собака их теперь уважает. Чаще всего такие владельцы ошибаются.

Уважение нужно заслужить, на это нужно время, и уважение является результатом правильной лидерской стратегии. Не так уж редко можно встретить собак, которые послушны в 80% процентах жизненных ситуаций, но по-прежнему не уважают своих хозяев. Когда от таких собак требуют сделать что-то, что те не хотят, и хозяину приходится применять силу, чтобы заставить их слушаться, чаще всего это ведет к агрессии по отношению к владельцу. Потом владельцы таких собак чешут в затылке, пытаясь сообразить, что пошло не так. А пошло не так то, что не было нормальной иерархии в стае, потому что собака в стае с четкой иерархией никогда не будет проявлять агрессию в присутствии вожака.

На другой стороне этой проблемы люди, которые скорей просят, чем приказывают собаке сделать что-нибудь. Такое впечатление, что они умоляют собаку послушаться их. Если вы заглянете в группу по послушанию для начинающих, вы увидите, как это происходит снова и снова. Очень грустно, что подобное отношение к дрессировке не только дает нестабильное поведение, оно ведет к проблемам поведения, в результате которых появляются агрессивные и опасные собаки.

Когда владельцы научатся применять методы создания четкой стайной иерархии и усвоят концепцию, что собака должна пройти несколько фаз тренинга (обучение, фаза отвлечения, коррекции и закрепления), только тогда они встанут путь к вершине стайной иерархии, то есть станут настоящими вожаками. Когда вы выходите и действительно работаете со своей собакой, это дает вам необходимый опыт, вы начинаете действительно понимать, когда применять тот или иной уровень похвалы или коррекции, чтобы собака начала делать то, что требуется. Применение принципов четкой стайной иерархии в вашей повседневной жизни сделает вас и ваших домочадцев особями высшего ранга в стайной иерархии.

Я написал статью «Работа по установлению стайной иерархии», вы можете ее также прочитать.

Не забывайте, что большинство собак предпочитают быть ведомыми, и они вовсе не хотят быть вожаками в стае. Когда владелец собаки научится контролировать жизнь своего питомца, он становится вожаком в стае для своих собак, и им это нравится.

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4332
Зарегистрирован: 29.11.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.19 19:42. Заголовок: Интонация в дрессиро..


Интонация в дрессировке



В процессе воспитания и дрессировки собаки мы часто пользуемся интонацией, почти не задумываясь над тем, что же такое интонация, оказывает ли она влияние на процесс обучения животного и каким образом?
По определению, интонацией называют звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания, манеру произношения, отражающую какие-либо чувства говорящего, его эмоциональный настрой. То есть интонация, или модальность речи, является ни чем иным, как звуковым средством выражения эмоций говорящего.
Различные по значению интонационные сигналы мы также можем наблюдать и в животном мире, где коммуникативная функция интонации играет далеко не последнюю роль и широко проявляется как в процессе внутривидового общения, так и в процессе межвидовых сообщений, особенно это касается угрожающей интонации, различной тональности лая, рычания, шипения и всего того, что сопутствует позам угрозы, демонстрационной агрессии и связано с инстинктом самосохранения. Если тональность видоспецифичных информационных сигналов внутри социальной группы животных несёт в себе широкий спектр коммуникативных функций (от полового и материнского до внутригруппового иерархического поведения), характерных только для определённого вида, то угрожающая интонация адекватно воспринимается на уровне межвидового общения, что можно наблюдать при отстаивании территориальных прав, а также в других острых конфликтных ситуациях между особями разных видов, в том числе, и разных экологических ниш обитания.

Адекватное проявление и восприятие соответствующих интонационных сигналов мы можем наблюдать и у социально депривированных животных, т.е. выращенных в условиях лишения возможности общения с особями своего вида, социальными партнерами. Следовательно, мы можем говорить о генетической детерминированности (эволюционной обусловленности) восприятия этологически значимых интонационных сигналов животными как поведенческих сигналов высокой информативности.
Чтобы выяснить влияние интонации на процесс обучения животного, рассмотрим сам дрессировочный процесс как целенаправленный процесс образования условных рефлексов и формирования навыков.

Упрощенно, условный рефлекс можно представить в виде безусловно рефлекторной реакции, воспроизводимой под контролем определённого условного (ранее индифферентного) сигнала и являющейся приспособительной деятельностью организма, осуществляемой высшими отделами центральной нервной системы путём образования временных связей между сигнальным раздражением и сигнализируемой реакцией. Как правило, в процессе дрессировки вырабатываются инструментальные условные рефлексы, в основе образования которых лежат процессы возбуждения и активная двигательная деятельность животного, позволяющая достичь или избежать последующего подкрепления.

В процессе образования навыка любой условный рефлекс проходит стадии генерализации, специализации и стабилизации, каждая из которых характеризуется упрочением исходной реакции на предъявляемый условный сигнал (стимул), т.е. более высокой воспроизводимостью и освоением, а также меньшим контролем со стороны высших нервных центров животного. Прохождение перечисленных стадий формирования условного рефлекса можно привести на примере обучения собаки простейшему навыку посадки по команде дрессировщика, где в начальной стадии обучения, при генерализации условного рефлекса, реакция посадки возникает не только на основной условный сигнал, но и на другие, схожие с ним сигналы, а также в интервалах между предъявлениями условного сигнала (межсигнальные реакции). По мере подкрепления условного сигнала межсигнальные реакции угасают, и условный ответ на предъявляемый стимул возникает только на сигнальный раздражитель (стадия специализации условного рефлекса). На этом уровне происходит тонкое различение стимулов или их дифференциация: рефлекторный ответ возникает только на подкрепляемый стимул, причём, подкрепление которого является приоритетно биологически значимым по сравнению с другими сигналами, в отношении которых развивается дифференцировочное торможение (игнорирование). При дальнейшем закреплении условной реакции она может быть доведена до автоматизма, характерного для заключительного этапа выработки условного рефлекса или стадии стабилизации.

Из приведённого примера видно, что неизменность параметров предъявляемого условного сигнала (команды) и подкрепления соответствующей поведенческой реакции являются необходимым условием для перехода формирующегося условного рефлекса в стадию специализации и дальнейшей его автоматизации до навыка.

Таким образом, для формирования навыка у животного, т.е. для доведения условного рефлекса до автоматизма, помимо корректного подкрепления условной реакции и её многократного повторения, основным необходимым условием является отсутствие перестройки условной реакции, под которой подразумевают изменение условного сигнала, доминирующей мотивации, а также последующего вектора воздействия на эмоциональную сферу животного, известного нам как «положительное» и «отрицательное» подкрепление.

В качестве негативного результата вариабельности действий на один и тот же стимул можно привести пример обучения собаки команде «Рядом» после фронтальной посадки перед дрессировщиком, когда сначала от животного требуют обхода дрессировщика с посадкой у левой ноги, а затем пытаются добиться того же результата прыжком собаки с разворотом. В итоге, как правило, у животного угасает первичный навык, а заменяющий его стереотип не вырабатывается до стадии навыка.

Такой же процесс перестройки условного рефлекса происходит и в случае замены или одновременного применения одинаковых по силе, но разных по эмоциональному вектору подкреплений (например, пищевого и аверсивного) за выполнение одной и той же условной реакции на тот же стимул, например, когда дрессировщик обучает собаку подзыву «Ко мне» с помощью лакомства, а затем (хуже того, одновременно с этим) подтаскивает её к себе рывками парфорса.
Очевидно, что любая дрессировка подразумевает собой снижение вариабельности действия или комплекса последовательных действий животного до единицы на предъявляемый условный сигнал (одна команда - один навык), и, чем меньше условных сигналов, запускающих одну и ту же поведенческую реакцию, приходится на один дистантный анализатор животного (зрительный и слуховой), чем более «однозначен» сам условный сигнал как пусковой для конкретной поведенческой реакции, тем быстрее будет происходить процесс образования условного рефлекса и формирования навыка.

Что же происходит, если в процессе дрессировки, при подаче команд, мы используем интонацию, которая, в данном случае, является ни чем иным, как изменением модальности условного пускового сигнала?

Во-первых, любая интонация видоизменяет звучание исходной команды, т.е. внешне изменяет сам вербальный пусковой сигнал. Во-вторых, будучи сопряжённой с эмоциональной сферой, и, неся в себе значимую информационную нагрузку, интонация также вносит изменения и во внутреннее содержание условного сигнала, насыщая его дополнительными информационными «шумами», включающими посторонние поведенческие реакции.

Любой условной реакции, запускаемой условным сигналом, предшествуют процессы его обнаружения, распознавания и идентификации. Обнаружение обычно определяется как способность различать добавление какого-либо сигнала к фону малой интенсивности или к зашумлённому фону. Распознавание и идентификация подразумевают дополнительную способность центральной нервной системы производить селекцию обнаруженного сигнала путём его сопоставления с одним из существующего множества известных сигналов. Скорость распознавания и идентификации сигнала как пускового для определённой условной реакции находится в прямой зависимости от сходства всех параметров обнаруженного сигнала с известным условным как «эталонным» для данной поведенческой реакции.

Из этого следует, что изменённая модальность предъявляемого условного сигнала, как минимум, может затруднять процессы распознавания и идентификации его как пускового сигнала условного рефлекса.
Теперь рассмотрим возможные поведенческие реакции животного, которые могут быть инициированы введённой в условный сигнал инструментального рефлекса интонацией.

В силу особенностей физиологии высшей нервной деятельности собаки, вводимые нами интонационные сигналы могут быть восприняты животным как «положительно» или «отрицательно» мотивирующие, а также нейтральные.
К первой группе относится, так называемая, «позитивная» или «одобряющая» интонация, призванная, как многим кажется, «поднять эмоциональный уровень» животного, сосредоточить его внимание, и тем самым побудить к более чёткому и быстрому выполнению поданной команды. Так ли это на самом деле и что происходит при введении в условный сигнал «позитивной» интонации?

Многим из нас доводилось наблюдать, как радостно и задорно произнесённая команда сначала, вроде бы, ободряюще действует на собаку, как бы передавая ей эмоциональный настрой дрессировщика, но видимый «позитивный» эффект такого воздействия длится очень недолго. Собака достаточно быстро перестаёт доверять «искренности» наших намерений, что, очевидно, является следствием несоответствия между ожидаемым и последующим предъявляемым животному подкреплением.

Понятно, что не будучи соответствующим образом подкреплённой, очень скоро «позитивная» интонация из разряда «мотивирующей» перейдет в разряд относительно индифферентной, то есть станет для животного тождественной с исходной пусковой интонацией «нулевой» модальности. Таким образом, одну и ту же поведенческую реакцию будет запускать ещё один видоизменённый условный сигнал. Иначе говоря, мы не добьёмся ничего, кроме ненужного нам «обогащения» репертуара условного сигнального поведения животного.

Если же мы хотим избежать угашения реакции на «позитивную» интонацию, мы должны использовать либо более действенный режим подкрепления (корректный и точно совпадающий по времени), либо само подкрепление по качеству должно быть более значимым для животного и превосходить используемое нами ранее. Но в таком случае, в процессе специализации условного рефлекса (закономерный процесс в условно-рефлекторной деятельности, сводящейся к минимизации количества пусковых раздражителей, вызывающих условную реакцию) дифференцировочное торможение, как процесс угашения реакции на менее значимые стимулы, коснётся исходной команды без интонации, что, если и не вызовет отказа, то на уровень снизит качество её выполнения. Конечно же, мы можем использовать «позитивную» интонацию в пусковом сигнале, но, в таком случае, мы должны взять за правило использовать её всегда и неукоснительно точно, исключив из репертуара условного сигнального поведения животного эту же команду без интонации, либо с другой интонацией.

Здесь зададимся вопросом: что же мешает нам также использовать более действенный режим подкрепления или более значимую для животного мотивацию на исходный пусковой сигнал без интонации? Становится очевидным, что определяющее значение при выработке навыка имеет вовсе не экспрессивный эмоциональный компонент «позитивной» интонации условного сигнала, а биологическая значимость и сила последующего положительного подкрепления поведенческой реакции животного.

Еще одной особенностью некоторых форм интонации является качественное их восприятие нами, а точнее, их оценка в наших глазах как «позитивных», так как нам кажется, что данный вид интонации побуждает животное проявлять повышенное внимание и интерес к нам или к происходящим действиям. Например, если мы подаём команду собаке с ранее неизвестной или необычной для текущей ситуации интонацией, мы будем наблюдать кажущуюся заинтересованность животного и его сосредоточенность на наших действиях. В этом случае, сразу после сигнала можно заметить характерное напряжённое «замирание» собаки с чёткой ориентацией в сторону источника звука. Такой же первоначальный эффект можно наблюдать и при введении аналогичной интонации в ранее индифферентный для животного звуковой сигнал. Условный рефлекс с такими параметрами стимула, как правило, запускается, но его реализация идет через относительно короткое по времени и разное по выраженности торможение текущей деятельности животного с фиксацией позы - в этом принципиальное отличие действия данного вида интонации от всех других её форм, введённых в пусковой сигнал условной поведенческой реакции.

Характерное в данном случае первоначальное «замирание» собаки с приостановкой текущей деятельности является ни чем иным, как проявлением безусловной ориентировочной реакции у животного на изменение параметров привычного раздражителя, т.е. рефлекс, иначе известный как Павловский - «Что такое?», который обладает большой подвижностью и лабильностью, т.е. легко вспыхивает и столь же легко угасает, когда он себя исчерпал. Иначе говоря, инициированная введением соответствующей интонации в условный сигнал, ориентировочная реакция осуществляет выполнение условного рефлекса через первоначальное безусловное торможение, как следствие автоматической активации широкого спектра нейробиологических механизмов произвольного внимания, обрабатывающих биологическое значение «новизны» и «значимости» предъявляемого раздражителя. Включение же функций произвольного внимания, совпадающего по времени с условным сигналом, не ведёт к упрочению условных связей между стимулом и реакцией, а, в зависимости от силы, инициирует в дальнейшем, менее заметные для нас, но значимые для обучения животного процессы инактивации высшей нервной деятельности, известные нам по признакам психологической усталости животного. В данном случае, совпадающий по времени с условным сигналом, ориентировочный рефлекс не только не способствует, но и значительно тормозит выработку нужного нам навыка, отменяя все действующие рефлексы и приостанавливая общую двигательную активность для обеспечения лучшего восприятия сигнального раздражителя с целью выяснения его характера и возможного значения для жизни. В этом проявляется, так называемая, «стоп-реакция» ориентировочного рефлекса, как следствие мобилизации нервных процессов на анализ «новизны» и «значимости» предъявляемого сигнала.

Ко второй группе интонационных сигналов относится, так называемая, «негативная» или «отрицательно» мотивирующая интонация угрозы, часто используемая для воздействия на животное с целью предотвращения им нежелательных действий, и, как некоторым кажется, с целью повышения безотказности выполнения поданной команды.

Приём использования угрожающей интонации в подаваемой собаке команде всем хорошо известен: от чрезмерно строгого произношения до «рычания» командой на собаку и заключается в психологическом давлении на животное в процессе дрессировки. Также известны и, сопутствующие эффекту «подчинения», визуально наблюдаемые побочные признаки: от разного по степени «заторможенного» состояния, до общего «забитого» вида собаки. Исходя из внешне проявляющегося эффекта «подчинения», многие дрессировщики считают, что угрожающая интонация произнесённой команды принуждает собаку к безотказному выполнению требуемого приёма, - пусть внешне менее уверенному и, как правило, менее быстрому, но всё же - более надёжному. Кажущаяся надёжность выполнения команды с интонацией угрозы убеждает многих дрессировщиков в действенности её использования. По прошествию же определённого времени в поведении собаки, «вдруг, откуда не возьмись», начинают проявляться характерные изменения, известные среди отечественных спортсменов-дрессировщиков как «эффект третьего года обучения»: общее апатичное состояние собаки в процессе дрессировки, повышенная нервозность, значительное снижение двигательной активности животного, всевозможные реакции избегания дрессировочного процесса в целом, а также утрата психологического контакта с дрессировщиком. Описанный эффект, в той или иной степени, может проявиться и много ранее номинального срока, но его появление всегда носит закономерный и, в большинстве случаев, необратимый характер.

Что же на самом деле происходит при введении в условный сигнал интонации угрозы?

Очевидно, что угрожающая интонация, связанная к тому же с визуальными мимическими сигналами, менее всего нуждается в соответствующем подкреплении, так как восприятие информационной нагрузки данной группы интонационных сигналов генетически детерминировано как в человеке, так и в высокоразвитых животных в процессе эволюции. Более того, угрожающая интонация, как и любая осознанная угроза, включает у животного оборонительные поведенческие реакции, связанные с инстинктом самосохранения и являющиеся этологически приоритетными по определению. Приоритет оборонительных поведенческих реакций проявляется, прежде всего, в снижении порогов восприятия внешних этологически второстепенных стимулов, то есть в способности центральной нервной системы затормаживать воздействие других условных или безусловных раздражителей, не связанных с ситуационным состоянием угрозы. Иначе говоря, «шумовой» эффект введённой в условный сигнал угрожающей интонации не только связывает сам условный сигнал с состоянием угрозы (оборонительным поведением), но и по качеству превосходит информационное содержание исходного пускового сигнала как команды для животного.

Таким образом, введённая в пусковой сигнал условного рефлекса интонация угрозы, включает оборонительное поведение, которое проявляется в, так называемой, «стоп-реакции», затормаживающей как процесс восприятия условного сигнала, так и процесс исполнения самой условной реакции, перестраивая её изменением наличной мотивации на оборонительную. В отличие от быстро угасающей «стоп-реакции» ориентировочного рефлекса, как следствия интенсивного анализа значимости нового раздражителя, «стоп-реакция» оборонительного поведения медленно угасает только по исчезновению ситуационного тревожного состояния, и является следствием оценки параметров исходящей угрозы и активации защитных функций организма на выход из стрессовой ситуации, что и становится для животного доминирующей потребностью.

В процессе дрессировки, подавая собаке команду с интонацией угрозы, мы можем наблюдать выраженную «стоп-реакцию» и оборонительные формы поведения в заторможенном восприятии и исполнении поданной команды, снижении общей двигательной активности животного, отставанием от дрессировщика при движении рядом (особенно при нарастании темпа движения), демонстрацией животным поз подчинения, в том числе, укладки при подаче команд «Сидеть» или «Стоять», и т.п. В дальнейшем, при использовании команд с угрожающей интонацией, у животного будут образованы стойкие условные связи угрожающей интонации - с исходной командой, дрессировочного процесса - с негативными эмоциями, дрессировщика - с источником угрозы. В результате психологический контакт человека с животным будет потерян, а их взаимодействие будет строиться исключительно на психологическом давлении, исходящем от дрессировщика. Следствием этого будет общая вялость и апатичность животного во время дрессировки, а также всевозможные реакции избегания самого дрессировочного процесса. Естественно, что при таких условиях ждать от собаки стабильной и безотказной работы не приходится.

Кроме того, отличительной чертой условных оборонительных форм поведения является не только высокая скорость их образования, но и достаточно продолжительные по времени, так называемые, следовые реакции, проявляющиеся в широком диапазоне: от трудностей восприятия животным иных побудительных мотивов, до общего угнетения эмоционального состояния.
В отдельных случаях использования угрожающей интонации на начальном этапе дрессировки, в зависимости от силы и сбалансированности нервных процессов животного, можно наблюдать специфическую активность собаки и её «повышенное внимание» к дрессировщику, внешне схожие с теми, которые проявляются при высокой заинтересованности животного в дрессировочном процессе. Но внутренние механизмы таких поведенческих реакций абсолютно разные: это ни что иное, как проявление первой стадии невротического состояния - стадии напряжения, известной в психопатологии высшей нервной деятельности как мобилизация защитных сил организма на борьбу с повреждающим фактором, направленная, в данном случае, на включение непроизвольного внимания на стимул. Специфика реализации данной формы оборонительного поведения может внешне нивелировать выраженность «стоп-реакции», а также последующих следовых реакций тревожного состояния. При дальнейшем воздействии стрессорного фактора наступает стадия истощения компенсаторных механизмов вследствие длительной невротизации животного, переходящая в стадию адаптивности и относительной стабилизации различных проявлений сформированного невроза, описанную выше как известный «эффект третьего года обучения» собаки.

На практике встречается следующая закономерность: как только мы вводим в условный сигнал различную по выраженности интонацию угрозы, то, желая избежать или свести к минимуму следовые оборонительные реакции, мы вынуждены вводить противоположный по эмоциональному вектору тип интонации, - так называемую, «позитивную» или «положительно мотивирующую», причём, также регулируя её выраженность. Одновременно с этим, мы используем и исходную команду с «нейтральной» интонацией. Таким образом, каждая наша команда имеет, как минимум, три варианта звучания, наполненных тремя различными смысловыми оттенками для животного, а это означает, что в процессе специализации условного рефлекса дифференцировочное торможение коснётся двух из трёх возможных вариантов «интонационной» команды - «нейтральной» и «позитивной», как этологически менее значимых в сравнении с «угрожающей», вызывающей оборонительное поведение, которое является составной частью инстинкта самосохранения. Следовательно, более-менее сносно управлять животным без интонации угрозы, без «рыка» мы в дальнейшем не сможем, как и не сможем положительно стимулировать животное при помощи любой другой интонации, вводимой в условный сигнал, уже связанный с состоянием угрозы, так как образованная связь стимула с оборонительным поведением отличается высокой стойкостью и трудностью переделки. Сформированная связь самого дрессировочного процесса с оборонительным поведением в дальнейшем приводит к образованию у животного устойчивого невротического состояния с характерными признаками двигательного негативизма, один из которых проявляется в отсутствии реагирования на условные положительные сигналы, а в некоторых случаях - и на безусловные пищевые, что делает нерезультативным их применение (в качестве примера, можно привести расхожую фразу: «моя собака на лакомство не реагирует!»).

Иначе говоря, используя описанные три «интонационных» варианта одной и той же команды в процессе дрессировки, рано или поздно, мы будем вынуждены остановиться на угрожающей тональности исходной команды, так как в нашем ограниченном восприятии, лишённом представления об эффективности мотивационных способов дрессировки, этот вариант будет являться самым действенным, принуждающим животное к выполнению команды, а сама «действенность» угрожающей интонации - положительным подкреплением нашему ограниченному сознанию. Подводя итоги, можно сделать вывод, что введённая в исходный условный сигнал интонация, как правило, либо замедляет процесс его распознавания, либо включает у животного другие поведенческие реакции, затрудняющие процесс образования условного рефлекса и препятствующие формированию навыка. В целом, это и определяет отрицательное влияние различных форм интонации при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Таким образом, следует избегать пользоваться интонацией при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Исходящие команды всегда должны быть стандартными (однообразными) и произноситься с одинаковой продолжительностью звучания, уверенно и настойчиво, голосом средней силы, высоты и тембра.

Можем ли мы вообще пользоваться интонацией в процессе обучения собаки и в каких случаях?

Разумеется, можем. Использование интонации может быть не только допустимым, но и весьма результативным, а иногда и необходимым элементом управления поведением животного, но только в том случае, если вводимая интонация не будет является составной частью пускового сигнала условного инструментального рефлекса. Например, мы можем использовать «позитивную» интонацию как экспрессивный эмоциональный компонент условного положительного подкрепления, выражая свои положительные эмоции и радость успешно произведённым действиям собаки, не забывая при этом и о других способах подкрепления нужного нам поведения животного.

Интонация, вызывающая ориентировочный рефлекс, также может быть использована как средство активации нервной деятельности животного, особенно, на начальном этапе формирования условных связей, но она не должна являться составной частью условного сигнала, т.е. ориентировочный рефлекс не должен запускаться введённой в стимул интонацией, но может, в случае необходимости, предшествовать условному сигналу. Например, мы можем вызвать внимание собаки к происходящему, как собственными действиями, так и вербальным сигналом, в том числе, с введённой в него интонацией. В качестве компромиссного варианта, для этих целей наиболее подходит кличка собаки, в том числе, с введённой в неё «положительной» интонацией или интонацией, запускающей ориентировочную реакцию. В этом случае произнесённая кличка запускает механизмы произвольного внимания (ориентировочный рефлекс), в свою очередь, запускающие механизмы непроизвольного внимания (внимание на стимул), что способствует эффективному образованию условных связей.

Угрожающая интонация может быть введена в сигнал условного отрицательного рефлекса (команды «Фу», «Аус», «Нельзя» и т.п.) и даже в кличку собаки в качестве дополнительного безусловного тормоза для срочного предотвращения нежелательных действий животного, но она никогда не должна вводиться в сигнал условного инструментального рефлекса. Следует также помнить, что случаи использования нами угрожающей интонации должны быть крайне редки, и носить исключительный характер. Эти случаи могут быть оправданы для сохранения жизни и здоровья самого животного, а также для предотвращения агрессии по отношению к окружающим.

Кличка собаки, в зависимости от введённой в неё интонации, может быть использована нами и как средство привлечения её внимания, и (в исключительных случаях) в качестве «стоп-сигнала», вызывающего «стоп-реакцию», тормозящую поведение животного.

К сожалению, в настоящий момент использование угрожающей интонации в дрессировочном процессе, по-прежнему, остаётся чуть ли не правилом хорошего тона, прививаемым старшими коллегами начинающим дрессировщикам.
Почему же, несмотря на отсутствие теоретически обусловленной результативности, использование различных форм интонации (особенно, угрожающей) при подаче команд имеет такое широкое распространение. Прежде всего, это следствие нашего непрофессионализма, проявляющегося в неспособности мотивировать животное к совершению нужных нам действий иначе, как через принуждение и психологическое давление, а также наше антропоморфичное восприятие собаки с исходными ложными представлениями о том, что она нам что-то «должна» и чем-то «обязана». Такие посылки никогда не возникнут по отношению к собаке, если мы будем исходить из психологической установки, что собака всегда нас понимает, - вот тогда мы будем пытаться искать причину «непонимания» или неправильной интерпретации животным наших действий и требований только в себе, а также помнить, что дрессировка должна доставлять удовольствие и радость не только нам, но и, в первую очередь, собаке. Да и как вообще можно испытывать какие-либо негативные чувства, осознав раз и навсегда, что собака прощает нам всё.

Почему же бывают так прочны и стойки наши ложные представления о дрессировочном процессе? Прежде всего потому, что, в ожидании быстрых результатов, мы не задумываемся над неразрывным двуединством самого дрессировочного процесса - над тем, что и как мы подкрепляем в поведении собаки сейчас, и к какому результату это приведёт в будущем; что, при этом, сейчас закрепляется в наших собственных действиях, и как нам с этим дальше жить. В этой связи вспоминаются слова одного известного человека: «Если архитектура - это застывшая музыка, то собака - ни что иное, как нравственность человечества».

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 65 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



наш e-mail: infanta2002@mail.ru
тел:
+7 (495) 640-10-33, +7 (926) 222-27-27, Людмила